Выстояли под санкциями: рейтинг регионов России по экономическому развитию

Аналитическая служба «Реального времени» изучила экономические показатели регионов за 2021—2022 годы и составила топ самых сильных и самых пострадавших региональных экономик.


× Your GIF

Выстояли под санкциями: рейтинг регионов России по экономическому развитию

Минувший 2022 год стал для России с экономической точки зрения одним из самых сложных. На страну обрушился шквал санкций, сложившиеся за годы логистические цепочки были уничтожены, международные компании одна за другой покидали рынок страны. Как экономика регионов справлялась с разгоревшимся кризисом, какие регионы пострадали сильнее всего и ждать ли улучшения в 2023 году — в рейтинге аналитической службы «Реального времени».

Несмотря на ухудшение внешних условий и усиление санкционного давления, российская экономика продемонстрировала в 2022 году устойчивость. Сокращение ВВП по итогам самого тяжелого второго квартала оказалось меньше прогнозных оценок и составило -4,1 % к аналогичному периоду предыдущего года. По оценке Минэкономразвития России, нижняя точка экономического спада пройдена в четвертом квартале. По итогам 2022 года снижение ВВП оценивается на уровне -2,9% к уровню 2021 года. Но окончательные цифры появятся только по итогам первого квартала 2023 года.

Аналитическая служба «Реального времени» проанализировала прогнозы показателей объемов валового регионального продукта (ВРП) и составила на их основе, а также на основе открытых данных топ-10 самых сильных экономик страны.

В наш рейтинг вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, Республика Татарстан, Краснодарский и Красноярский край, Свердловская область и Республика Башкортостан. Первое место по традиции — у самой диверсифицированной экономики Москвы, на втором месте — Санкт-Петербург, на третьем — Московская область. Татарстан сохранил шестое место, ВРП республики увеличился почти до 3,7 трлн рублей. В сопоставимых к 2021 году ценах рост ВРП Татарстана составил всего 0,6%.

Сильнее всего в нашем топ-10 крупнейших экономик пострадали Свердловская и Московская области, Ямало-Ненецкий округ, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Москва. Росли Красноярский край, Ханты-Мансийский округ, Татарстан и Башкирия.

Также рост ВРП продемонстрировали Курганская область, Чеченская Республика, Тыва, Новгородская область, Карачаево-Черкесия и Тюменская область.

В подавляющем большинстве регионов было зафиксировано падение валового регионального продукта и, соответственно, сокращение экономики.

Основной вклад в снижение ВРП в 2022 году внесли санкции, уход иностранных компаний, сжатие потребительского спроса из-за всплеска инфляции и снижения реальных доходов населения, а также разрыв логистических связей, замедление оборота оптовой торговли и связанных секторов — транспортировки и хранения — на фоне сокращения объемов внешнеторгового оборота.

«Рост если и есть, то на уровне статистической погрешности»

«Я сомневаюсь, что идет рост ВРП. ВВП у нас в этом году просядет по разным оценкам на 3—5%. Это уже официально. И при таких диапазонах падения ВВП не может быть роста валового регионального продукта. Рост если и есть, то на уровне статистической погрешности, — уверен Рустем Шайахметов, экономист, к.э.н., глава компании «Р-Инвест». — Когда нам говорят о росте 1—2%, это не факт, что он произошел. Это входит в погрешность».

Ситуация в экономике России, по оценкам эксперта, очень сложная: «В первой половине 2022 года нас очень вытащил экспорт, но он сократился». От санкций против России страдает вся мировая экономика. И рецессия, которая уже началась на Западе, достаточно серьезная, что может стать основанием для смягчения санкций против России.

В первом полугодии 2023 года, по ожиданиям Шайахметова, ухудшение в экономике однозначно будет, но у России есть свои резервы: «Если их распечатают, мы это сильно не почувствуем. Сейчас все зависит от внутреннего спроса, — уверен он. — До СВО 35% ВВП у нас формировал экспорт, а в Европе это примерно 12%. Столько же у США. У Китая доля экспорта в ВВП тоже снижается. Если перевернут пирамиду экономики у нас и примут меры по увеличению внутреннего спроса, то вполне вероятно, что все будет хорошо. В связи с острым дефицитом рабочей силы при любых обстоятельствах не стоит ожидать роста безработицы. Главная проблема для населения — это низкий уровень оплаты труда, что во многом определяет внутренний спрос».

Блогер и экономист Альберт Бикбов уверен, что в 2022 году были цветочки, ягодки будут в 2023-м. «Санкции — это инструмент вдолгую, — объясняет он. — И по нефти и газу санкции введены только в этом году».

Дорогая нефть и гособоронзаказ — основные драйверы роста ВРП

Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» напомнила, что Росстат еще не публиковал оценку ВВП за 2022 год. Впрочем, как и оценку по регионам.

«Неоднородность экономической динамики регионов в прошлом году могла усилиться из-за структурной перестройкой экономики, связанной с СВО, разрывом многих экономических связей РФ с традиционными внешнеторговыми партнерами, прежде всего с Европейским союзом, и перенастройкой логистических и внешнеторговых направлений на Восток», — объясняет Беленькая.

Другим драйвером роста регионов стал гособоронзаказ — это относится к регионам с развитым потенциалом ОПК. В Москве работали региональные программы поддержки промышленности и предпринимательства (за 11 месяцев 2022 года промпроизводство увеличилось на 9,1%).

Для южных регионов, например Краснодарского края, значимыми факторами для экономики были рекордный урожай и рост внутреннего туризма из-за прекращения прямого авиасообщения с Европой, а также возобновление федеральной программы туристического кешбэка. «В то же время приостановка работы аэропортов в Крыму, Анапе и Геленджике негативно отразилась на потоке туристов в эти регионы», — отмечает она.

К пострадавшим от санкций регионов Ольга Беленькая отнесла Карелию (там серьезно пострадала деревообработка), а также все регионы (например, Калужскую и Калининградскую области) с высоким вкладом автомобильной промышленности. Уход иностранных партнеров и прекращение поставок импортных комплектующих приводили к остановке производств. Также под давлением из-за западных санкций могли оказаться традиционные металлургические области в европейской части России — Курская, Липецкая и Вологодская.

Спектр прогнозов на 2023 год стал еще шире

«Падение экономики зависит от специализации региона. Например, Ханты-Мансийский округ — это нефтяной регион. Ямало-Ненецкий — это в первую очередь газ. Добыча нефти в прошлом году выросла, а газа упала очень сильно. Падение Санкт-Петербурга — это, скорее, история про логистику и транспорт. Из-за того, что товарооборот с Европой рухнул, в первую очередь пострадали порты Северо-Запада, — комментирует Марсель Салихов, к.э.н., научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. — Свердловская область — это металлургия. Металлурги сильно пострадали, поскольку сейчас введено эмбарго на поставки металла в ЕС, а это был ключевой рынок. И укрепление рубля их тоже придавило. Металлурги постоянно жаловались, что они убыточные. Металлургия сократила объемы производства по России на 5—6%».

Есть также пласт очень бедных регионов, которые сильно зависят от трансфертов от федерального центра. «И если Минфин даст им больше денег, то будет рост. Если Минфин сократит дотации, регион покажет падение. Они очень сильно зависят от поддержки федерального бюджета. Для них это основной фактор, для них не так важно, что внутри происходит, важно, сколько денег дадут из Москвы», — поясняет эксперт.

Неопределенность связана с СВО, мобилизацией, санкциями и другими факторами, которые экономистам сложно предугадать.

«Я нахожусь в лагере тех людей, которые ожидают небольшой минус: проблемы все равно остаются. В 2023 году, скорее всего, будут проблемы и с нефтью, ожидается сокращение экспорта нефти и нефтепродуктов. Добыча нефти также может сократиться на 3—5%. Добыча газа будет падать. Исходя из этих факторов сложно ожидать улучшения экономики страны, — объясняет он. — Некоторый оптимизм связан с тем, что западные компании, которые работали в России, уже ушли, и уходить больше некому. Оптимизм сегодня основан на том, что мы и так уже на дне. Теперь пора подниматься».

В 2023 году в большей степени пострадают сырьевые регионы, связанные с нефтью и газом, а также экономически развитые регионы страны: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Сильные региональные экономики страдают от сокращения спроса, там есть отток населения, люди уезжают из России. Лучше всего себя будут чувствовать, по мнению эксперта, менее экономически развитые и более бедные регионы страны, потому что федеральный бюджет сегодня «разбухает».

«Мы уже сейчас видим определенный бум в некоторых небогатых регионах от того, что идут выплаты мобилизованным и контрактникам. Люди получают, по их меркам, гигантские деньги, начинают их тратить, строить дома, покупать машины», — привел в пример он.

Рейтинг социально-экономического развития регионов в 2022 году

Рейтинг составлялся на основе открытых данных регионов, поэтому те субъекты РФ, которые не раскрыли показали ВРП, в него включены не были.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *